top of page

Backstage

Как создавался Pop Bombs

Проверка звука трека Bills Bills Bills   

Концепция

Альтернативные версии известных поп-хитов, сделанные без каких-либо ограничений в домашней студии в локдаун 2020 с помощью высоких технологий.

 

В попмузыке кризис идентичности. Ярких, узнаваемых артистов не так уж много, да и те в музыке часто похожи на коллег. Во многом связано это с так называемым “форматом”: для того, чтобы попасть в ротацию на радио, музыка должна быть сделана в определённых рамках. Кроме того, сами продюсеры и лейблы ставят ограничения: если первый альбом продался хорошо, пусть второй будет на него похож. Зачем рисковать?

 

Эпоха стриминга только усугубила это. Теперь “формат” - это искусственный интеллект, подбирающий музыку слушателю на основе его “лайков”. Правда, кураторские плейлисты немного спасают положение.

 

Альбом Pop Bombs - это довольно смелый эксперимент. В его ДНК - полный отказ от коммерциализации, что даёт возможность зазвучать трекам свободно - unlocked - без оглядки на чьё-либо мнение: авторов, лейблов, артистов, продюсеров, правообладателей. На физических копиях альбома так и написано: Bootleg. Not for sale. Альбома нет на стриминговых площадках, так как для очистки авторских прав пришлось бы вступать в диалог с лейблами, а это противоречит концепции.

 

Я не люблю ремиксы. Ремикс - это когда DJ взял красивую песню и заменил ей ритмический рисунок на прямой бит. Становится тупо, но танцевально. Редкой песне ремикс идёт на пользу - это когда в треке есть танцевальная ДНК, которую проморгали продюсеры. Кавер - это когда перепевает песню другой артист. Ремейк находится посередине. Как и кавер, это новое прочтение песни, но с оригинальным вокалом. Ремейк - это антиремикс, он не упрощает и не отупляет трек, а напротив, даёт зазвучать ему новыми красками, эдакий апгрейд.

Мастеринг регги-трека Roar   

Avenir Light is a clean and stylish font favored by designers. It's easy on the eyes and a great go to font for titles, paragraphs & more.

Технологии

Этот альбом - гимн высоким технологиям. Метод физического моделирования, примененный французской компанией Arturia, позволяет играть на виртуальных аналогах винтажных синтезаторов. В своей работе я использую эмуляции Moog Mini, Yamaha DX7, Buchla и многих других, по звуку неотличимых от “железных” оригиналов. На этот счёт было много холиваров, что типа аналоговые синтезаторы звучат “теплее”, однако слепые прослушивания поставили точки над ё: сегодня мы имеем точные цифровые реплики почти всех винтажных синтезаторов.

Британская компания Roli идет с другой стороны - производит музыкальные инструменты словно из будущего. Можно играть не только нажимая на клавиши, но и водя пальцами между клавиш - так возникают эффекты, которые передаются в компьютер по новой технологии MIDI MPE. Инструменты Roli - это физические контроллеры (клавиатуры и блоки) плюс программная оболочка. А как они звучат! Помню, как впервые увидел Roli на демостенде в музыкальном магазине, всего один раз прикоснулся, чтобы извлечь звук - и понял. что Roli будет моим, как только появится в розничной продаже.

 

Компания Ujam основана главным немецким кинокомпозитором Hans Zimmer и музыкантом Pharrell Williams. Она также относится к компаниям нового поколения и производит виртуальные инструменты, которые играют “как будто сами”. Их прелесть в том, что гитарную партию можно записать, ни разу не держав в руках гитару - с помощью любой фортепианной midi клавиатуры. Подробнее об этом - в истории трека  Physical.

 

Наконец, сведение и мастеринг альбома сделаны на программном продукте Neutron 3  компании Ozone. Он базируется на технологиях искусственного интеллекта и призван заменить опытного звукорежиссёра. Как минимум две функции работают просто на отлично:  AI без труда распознает конфликты частот, а также выставляет начальные настройки компрессоров. Ну а дальше всё можно доделать руками, обладая базовыми знаниями. Другой продукт Ozone - Izotope - довольно неплохо помогает с мастерингом (финальной обработкой трека, полировкой).

Демо трека Lights. Диско прекращается в балладу   

Как записывался альбом

 

В локдауне 2020 у музыкантов высвободилось время и они начали записывать альбомы. "Pop Bombs" напротив, записывался в лютом цейтноте, вопреки.

Весной, когда накрыл локдаун, команда Единый медицинский портал перешла в режим работы "от рассвета до заката". И если раньше я спокойно работал вечерами, то с апреля садился в студию около полуночи. В тот момент я доделывал хип-хоп с православным хором Ногинского собора, бросать такую работу было некошерно. Борясь со сном и усталостью, я-таки дожал трек Lady Gaga "Bloody Mary". А потом понял, что ежедневная ночная работа в студии здорово разгружает мозг: мы хоть и труженики тыла, но ковидные истории прилетают каждый день.

Летом, когда немного попустило, я осознал, что материала набирается на альбом. Думал, допишу на расслабоне, ан нет.

Родилось новое направления для бизнеса "ЕМП" и понеслось: встречи с партнёрами, презентации, финмодели, инвестиции. На музыку снова ночь, но открывалось второе дыхание, да и записываться стал быстрее - как люди печатают "слепым методом", так и я научился работать на контроллерах.




 

01     Marina and the Diamonds - Primadonna

 

Именно с этой работы и начались мои ремейки. Британская певица греческого происхождения Марина Диамандас - представитель так называемого инди-попа, то есть популярной музыки, сделанной в “независимом” от форматов стиле. Помнится, мне дико зашёл её альбом “Froot” и я понял, что хочу сделать с ней трек. Для ремейка была выбрана ранняя работа Primadonna, ибо в последующих работах у неё улучшать нечего, звучит Марина просто отлично - это и уникальный тембр голоса, и работа продюсеров.

Немного кукольный трек я превратил в настоящий инди-боевик.Он получился довольно навороченным: акустические барабаны звучат вместе с драм-машиной, а басовая секвенция Yamaha DX7 поддерживается мощным sub басом. Тут же впервые применена программная эмуляция итальянского винтажного синтезатора Solina, которую сделала французская компания Arturia, применив метод физического моделирования. С тех пор Solina прописалась почти во всех моих работах. Я даже ставил эксперимент и пытался от неё отказаться, но нет, к ней выработалась стойкая аддикция. Этот синтезатор производился с 1974 по 1981 год и творил чудо (для того времени), синтезируя звуки скрипки, виолончели, трубы, рожка. Сочетание этих инструментов с “электронным” призвуком позволяет извлекать из солины совершенно магические пэды.

Трек был записан в октябре 2018 и полностью пересведён в декабре 2020 с использованием технологий искусственного интеллекта Neutron 3.



 

02    Reflex -   Дым и Танцы

 

Единственный русскоязычный трек на альбоме. Мне нравится звучание “Loose yourself to dance” Daft Punk, и я решил её скрестить с итало-диско. Грув формирует ритм-гитара а-ля Найл Роджерс. За "дым" отвечает текстура, созданная на Moog Mini, а за "танцы" - лазеры на танцполе - довольно редкий конкурент Муга - пульсирующая калифорнийская Buchla.

 

Но не столько интересно как создавался этот трек, сколько жгучая история, которая произошла во время работы.

 

...Мне пару раз попадались женщины за рулём такси; один раз это была ярко выраженная лесбуха, другой - маленькая хрупкая девушка в костюме и фуражке за рулём здоровенного майбаха, это было суперсекси. Но эта история - из разряда "боженька решил, что кое-кто скучно живёт".

Заканчиваю сводить трек, выхожу из состояния потока: на часах 11 вечера, в холодильнике шаром покати, “Депо” наше всё, вызываю машину. За рулём - красотка лет 20. Водит явно без году неделю. Первое время молчим, но в салоне такие разряды электричества, что если б была Тесла, хватило бы километров на 200. От стиля вождения слегка ачково (ну, сплошных для нас не существует в принципе), но это добавляет шарма.

Всё-таки начинаем разговаривать. Молодые девушки не любят страшные слова digital health, поэтому я "продюсер".

- О! А поставь свой трек!

Снюхиваемся по блютус (на дорогу не смотрит за ненадобностью), включаем. Делает погромче, потом еще погромче. Просит поставить на репит и врубает на полную - от басов дрожат стёкла - и топит в пол.

И я уже не слушаю, как замечательно 15 минут назад навесил сайдчейн на бэквокал, мне реально страшно, так как глубоко за 100 и позади пара красных.

Проскакиваем нужный поворот, с визгом заходим в следующий, там, конечно же кирпич, одностороннее движение, но нас это совершенно не волнует. В конце концов, это настоящая, почётная рок-н-ролльная смерть: в машине с молодой красоткой под свой трек.

Паркуемся около “Депо”, выхожу на ватных ногах, открываю девушке водительскую дверь, подаю руку. Рост 180+, модельная фигура. Окружающие, наблюдая картинку, не понимают, что происходит, мужики улыбаются и одобрительно кивают.

Веду кормить. Говорит, не понимает что происходит вокруг. Я объясняю, что это корнеры с кухней разных стран. Оказалось, кроме Ставропольского края нигде не была, даже на море...

Потом снова порвал шаблон людям на остановке, усаживая модель на водительское место в такси. Поставил пятёрку в приложении, оставил чаевых, и пошел в Котельную.

Накидался, конечно же.



 

03     Lady Gaga - Bloody Mary

 

Как-то я сидел в баре и делал музыкальные наброски на ноуте. И в какой-то момент вышел подышать на улицу. Была суббота, солнечный мартовский день, в соборе неподалёку шла служба - из динамиков на колокольне слышалось пение церковного хора.

Я зашёл в собор, записал несколько семплов на iphone, после чего вернулся в бар и наложил их на различные ритмы, от хип-хопа до диско. Звучало здорово, по-доброму богохульно. Записав сессии, я забыл о них ровно на два года. Пока не появилась возможность поработать с Lady Gaga, в миру Сте́фани Джоа́нн Анджели́на Джермано́тта. Один из хитов - Bloody Mary - в своё время не очень полетел, и в результате попал в материал для переосмысления её звучания.

 

В Bloody Mary я расслышал красивую балладу, подубитую фирменным агрессивным звучанием Lady Gaga. Я забрал в работу только вокальные дорожки, и начал дружить их с семплами из православного собора. Удивительно, но они отлично зазвучали вместе, даже несмотря на то, что бэки спеты в гармоническом миноре - и это дало определённый шарм.

 

С ритмическим рисунком ударных пришлось повозиться с неделю, перебрал порядка сотни вариантов в разных стилях, всё не то. Пока не вспомнил эксперимент Led Zeppelin, которые в своё время записали Бонема в шахте. А почему бы не поставить ударную установку в церкви?! Это почти неосуществимо в реальности, но современные технологии, при должной сноровке, позволяют нарулить этот звук.

Итак, в теперь уже абстрактной виртуальной церкви поёт Стефани, её бэк-вокалистки, и русский православный хор (который я, признаться, немного размножил даблтреком для объема), и всё это под аккомпанемент классической ударной установки. Бас я сыграл на любимом Korg Triton, после чего срезал эквалайзером средний частотный диапазон, что придало звучанию торжественность и мистицизм, получился сильный низкий звук как будто из под пола храма. Так, грув был готов.

 

Войдя во вкус, мне захотелось, чтобы ритмическая партия была сыграна на характерном для ближнего Востока струнном инструменте - Oud. Задача довольно сложная и долгая в реализации, а существующая программная эмуляция этого инструмента не позволила сделать дорожку нужного качества. В итоге я буквально свернул классическую 6-струнную гитару в бараний рог: с помощью эквалайзера и эффектов её звучание преобразилось до неузнаваемости и некоторой схожести с пресловутым Удом, неотличимого для среднестатистического слушателя.

 

А потом я добавил пульсирующий звук калифорнийского синтезатора Buchla, эдакий ностальгический отсыл к эпохе 70х. Ну и заодно виниловые скретчи.

 

Партия не то флейты, не то армянского дудука во втором куплете сыграна на авангардном инструменте Roli Block, и появилась в процессе пересведения трека в декабре 2020.



 

04     Selena Gomez - Hands To Myself

 

В марте 2020 вышло сразу два альбома в жанре современной популярной музыки, которые поражают уровнем продюсерской работы, Dua Lipa “Future Nostalgia” и The Weeknd “After Hours”. И, честно говоря, мне захотелось достойно ответить.

 

Артистку Selena Gomez я заприметил после её хита Bad Liar, там все сделано предельно лаконично и со вкусом, признак высокого мастерства. Отыскать трек для ремейка оказалось весьма непросто, у Селены всё хорошо с продюсерами. Отслушав у неё почти всё (благо молоденькая, поназаписать нетленок ещё не успела), я остановился на Hands To Myself.

 

Что ж, планка довольно высока, можно сказать челлендж.

 

Загрузив remix pack, я, честно говоря, пришёл в шок от количества дорожек в оригинальном миксе, их оказалось 83. Всё это, с одной стороны, напоминало “индийский код” (это когда в 90е программисты писали ничего не значащие строчки кода, так как оплата была за символы, как журналистам). С другой - какой же потрясающий уровень проработки звука! Свести 83 дорожки - это громадная работа. Стало понятно, почему Селена так классно звучит. Однако вряд ли у её аудитории есть аппаратура класса Hi End и уж тем более студия, слушается её творчество на дешёвых блютусных колонках или в наушниках, часто одна пара на двоих. Да ещё в метро. Или вообще просто через динамик телефона.

 

Первое, что решил сделать, это последовать заветам Брайана Ино. Так, вместо того, чтобы пойти по своему наработанному work flow, проторенной тропинке, я радикально изменил подход к началу работы. И начал записывать минималистичные демо в самых разных стилях. Напомню, от оригинальных треков я оставляю только вокал в необработанном виде. Так, получились фрагменты с вокалом Селены в стилях раггатон, future bass, русская попса, и даже в психоделическом роке 60х. В результате пара десятков экспериментов была выкинута в корзину, осталось четыре вполне интересные демки. И я перемешал их, сыграв заново все партии.

 

Так, финальный вариант представляет из себя смесь хип-хопа, синтивейва и модного сейчас стиля Bass Pop, а вишенкой на торте оказалось гитарное соло, характерное для глэм-рока 80х (да, мне не давало покоя прекрасное саксофонное соло у The Weeknd в треке “In Your Eyes” - вот такой ответ).

 

Кстати, в треке впервые звучит футуристический музыкальный инструмент Roli Block, пока на вторых ролях, его возможности нужно ещё учиться раскрывать.

 

P.S. Я всё-таки спёр из оригинального микса звук открывающейся бутылки пива



 

05     Taylor Swift - Blank Space


 

Заставить Taylor Swift, самую “кассовую” на сегодня артистку, петь в стиле латино?! Вспоминается сцена из “Дня Радио”, где Николай Фоменко даёт шансон, это то же самое. Веских причин уговорить её не найти, но - у нас есть технологии!

 

Когда я заполнял анкету на поступление в Berklee College of Music, там был замечательный вопрос: Я буду считать себя состоявшимся продюсером, когда мой трек___ (please, fill blank space). Сначала я вписал “получит Гремми”, но потом хорошенько подумал и на следующий день поправил на “порвёт Шазам”. В конце концов, а судьи кто? Чтобы создавать музыкальный шум, ждать Гремми и считать себя непризнанным гением, учиться не обязательно, Ableton у всех одинаковый. И совсем другое дело, когда твой трек нравится настолько, что его шазямят.

 

Blank Space получился летним, курортным, с потенциалом снискать популярность у аниматоров турецких all inclusive отелей. А там и шазамы, музыка, связанная с путешествием. Жаль, сам хит уже отгремел, плюс пандемия, будь она неладна.

 

Всё самое прикольное получается благодаря хулиганству, “а что если”. Как-то я перебирал свои черновики и наткнулся на демку Blank Space - на вокал Taylor был наложен грув, сыгранный на синтезаторе Муга. Это было чисто упражнение, улучшать работу Макс Мартина, одного из самых успешных продюсеров современности, в планы не входило, год назад это казалось мне излишне амбициозным.

 

Я бросил на дорожку латинскую перкуссию - получилось, мягко говоря, небанально. А в соседней папке нашлась библиотека стиля Reggaeton (смесь регги и латино), в нём, например, сделан популярный трек Sia “Cheap Thrills”, и тут понеслось: я случайно заменил дорожку с мугом на довольно агрессивный бас из Korg Triton, и в результате грув раскачал будущий трек.

 

Кач (как и хук) - это обязательный ингредиент, трек должен вызывать Kinesthetic Emotions: заставлять как минимум покачивать ногой, щёлкать пальцами, стучать по табуретке, а как максимум - пускаться в пляс.

 

Несмотря на то, что Blank Space в результате звучит “попсово”, там довольно много интересных технических приёмов. Например, подложка, сделанная из гитарного семпла. А центральный пульсирующий звук - это один из самых популярных синтезаторов 80х, Yamaha DX7 (естественно, я использую программную эмуляцию). 

 

Латино-регги-синтивейв-психоделик поп хит, бодрый и чоткий - вот что в результате получилось.



 

06     Katy Perry - Roar

 

Roar, большой хит Katy Perry, по состоянию на июнь 2020 имеет 3 миллиарда (!) просмотров и 11 миллионов лайков на Youtube. Вряд ли здесь есть смысл что-либо улучшать. На самом деле я давно хотел сделать лёгкий и воздушный тропический хит, искал материал, и лучше Roar так ничего и не нашлось.

 

Первое демо было записано аж полтора года назад, я периодически открывал проект, записывал варианты: экспериментировал с укулеле, деревянными ударными, контрабасом, старым убитым пианино, играл в кубинских и даже арабских ритмах… прикольно, но всё не то.

 

А потом случился Covid-19, цифровой ошейник, хреновая погода в Москве и осознание того, что билет в тропики купить просто невозможно. И я взял первый попавшийся ударный луп в стиле регги, сделал самую обычную басовую партию, записал ритм-гитару, выкрутив настройки наугад, нашел программную эмуляцию безумного олдскульного органа B-3 V, приправил это всё хуком, сыгранном на Roli Block, плюс сэмплированные дудки, без них в этой конструкции никак. А из дорожек с бэк-вокалом удалось сконструировать что-то типа госпела, почему нет (хотя это, конечно, две разные религии, но так интереснее). Ну и довёл всё это до ума за пару-тройку дней, мастеринг сделал за одну 6-часовую сессию с первого дубля.

 

Это кейс про то, как простые и быстрые решения могут зазвучать совершенно прекрасно. Этот ремейк не лучше и не хуже оригинала - он просто другой, свежий и расслабленный. Удивительно, но трек был моим лидером по прослушиваниям на PromoDJ, пока в декабре 2020 его не порвал в клочья 10-й трек с этого альбома.



 

07     Dua Lipa - Physical

 

Весной 2020 британская артистка Dua Lipa выпустила второй альбом, Future Nostalgia. Он получился получился невероятно классным, продюсерская работа топ-уровня. Поначалу у меня даже не было идей ремейка на какой-либо трек, насколько здорово всё звучит. И как-то совершенно случайно после прослушивания Future Nostalgia я посмотрел концерт ZZ Top. А что если сделать песню Physical в гаражном рок-саунде?! Ведь ей всё же чего-то не хватает.. ах да, точно: секса.

Трек сделан гламурно (на секунду, в нём 144 дорожки), а основную мысль - let’s get physical - хорошо бы передать с энергетикой основного инстинкта. Звериные гитары в помощь! Пусть Dua Lipa будет солисткой начинающей кавер-группы, репетирующей в гараже, у которой в арсенале лишь барабаны, гитара и бас.

 

Музыкальный продакшн сейчас переживает настоящую революцию: почти все популярные “железные” синтезаторы получили софтовые эмуляции. Представьте, что в студии стоит стойка с парой сотен клавишных - теперь это реальность, открывающая будоражащее воображение возможности, и всё это внутри обычного компьютера. Было много холиваров “железные” инструменты против “виртуальных”, но последний гвоздь забила французская компания Arturia со своей виртуальной V Collection. Отличить её виртуальный синтезатор Муга от железного оригинала не может никто.

 

Однако подобные холивары продолжаются в области гитарного звука: гитаристы пока не спешат отказываться от своих любимых “примочек”, змеиных клубков проводов и больших “комбиков” в пользу того, чтобы просто воткнуть гитару в компьютер. Я решил поставить эксперимент и записать полноценный рокопоп-боевик исключительно в гитарном саунде, используя только софт.

 

Итак, единственный оффлайновый агрегат - гитара Fender Telecaster Custom 72s (на этой модели любит играть Кейт Ричардс) - была воткнута в аудиоинтерфейс. Среди нескольких программных эмуляторов примочек и кабинетов был выбран самый передовой Bias FX2 от американской компании Positive Grid: его прелесть в том, что из облака можно загрузить настройки любимых гитаристов, например, Эджа из U2: гитара будет звучать в точности как у него, просто подключенная к компьютеру. И я записал несколько набросков.

 

Удивительно, но существуют решения, позволяющие вовсе отказаться от игры на гитаре. Вот они:

 

  • UJAM Virtual Guitarist;

  • Гитарные библиотеки для Kontakt: Scarbee funk guitarist, Session guitarist electric Sunburst;

  • Гитарные петли из библиотек лупов для разных стилей: никто не мешает менять тональность и темп как угодно;

  • Наконец, музыкальный инструмент нового поколения - Roli Block - имеет удивительный пресет Overdriven Guitar.

 

Мощь, сок и секс в ремейке даёт гитарный грув: на левый канал я завёл одного “виртуального гитариста” а на правый - второго, после чего начал перебирать им манеру игры и эмуляцию цепочек в реальном времени. Получились эдакие синтетические Кейт Ричардс и Ронии Вуд, играющие вместе.

 

Работая с живыми гитаристами, во первых, мы были бы ограничены в “железных” возможностях: даже у дяди Кейта нет столько железок, сколько есть в памяти UJAM. Но даже не это столь важно. Изменения на виртуальных инструментах я применял за пару кликов, тогда как в оффлайне на это ушли бы минуты или даже часы.

 

Басовая партия вообще ни на чём не игралась. Точнее, была сыграна с помощью компьютерной мышки. Я взял несколько басовых лупов, сыгранных живыми гитаристами (из разных библиотек), привёл их к нужной тональности, после чего разобрал на аккорды, изменил тон где надо, и собрал заново. Из лупа, который “встал” в микс, я сделал полноценную партию, снова разобрав его на аккорды и собрав в нужной последовательности, добавив необходимые склейки. В результате басовая партия звучит так, словно её записал живой музыкант.

 

Некоторую “роботизированность” гитарного грува я замаскировал игрой на Roli Block и несколькими живыми лупами. Более того, все FX эффекты в этом ремейке - также гитарные. Например, я подключил Fender Telecaster к комбику, выкрутил ручки, включил диктофон в телефоне, после чего выдернул шнур от гитары и записал наводки. Это пригодились в дропе между первым куплетом и припевом.

 

К слову, это единственные звуки в финальном миксе, сделанные на легендарной гитаре, остальные записанные на фендере дорожки были в процессе работы забракованы. Так что Dua Lipa - Physical (John Hollyweeds Remake) полностью сыгран виртуальными гитаристами.



 

08     Charli XCX - i finnaly understand

 

После удачного трека (Dua Lipa - “Physical”) было довольно тяжело садиться за следующий - получится ли он таким же задорным, технически классным, будут ли снова спрашивать “КАК ты это сделал”?! Думаю, эти переживания знакомы любому творческому человеку.

 

Для преодоления этого кризиса я использовал метод праздного дуракаваляния и прокрастинации. А потом спросил себя: с кем бы хотелось поработать, но не такой звёздной, как Dua Lipa. Кто выпустил в этом году приличный альбом? (Я не верю в концепцию синглов, но это отдельная тема). В шорт-листе оказалась Charli XCX, в миру Шарло́тта Э́мма Э́йтчисон, выпустившая в мае пластинку “How I’m Feeling Now”.

 

Шарлотта - британка, подруга Марины Диамандас, с которой мы делали трек “Primadonna”. Звучит Шарлотта свежо, экспериментально. На пластинке по большому счёту всё хорошо, потенциал я услышал в треке “I Finally Understand”.

 

EZbass - свежий продукт компании Toontrack. Его смысл в том, что “послушав” аудиодорожку, он может сделать басовую партию, такую, словно бы её сыграл живой человек на бас-гитаре.

 

Я вытер из исходного файла трека почти все дорожки, оставив вокал и бэки. Загрузил ударные лупы в стиле future bass. И натравил на это безобразие Изюбаса (EZbass). Искусственный интеллект Изи несколько сессий подряд выдавал полную херню. Мучались мы с месяц, я был на грани полного разочарования и, честно, говоря, уже не помню, что сделал напоследок поздно ночью: наверное, включил наугад какой-то эффект, предположительно сайдчейн. И оно зазвучало, да как!

 

Ну а дальше пошло поехало, хип-хоп закачал. Там и вокодеры на вокальных дорожках появились, и много других странных симпатичных звуков. В результате трек был закончен и сведён за два дня. А ведь всего-то нехватало одной маленькой детали или действия.



 

09     Destiny's Child - Bills Bills Bills

 

Этот трек - путешествие во времени из 2020 в 1980 через миллениум. Именно в 1999 вышел трек девичей группы Destiny’s Child под названием Bills Bills Bills, занявший 9 строчку как самый продаваемый сингл в США того года. Пели в ней Бейонс Ноулз и  Келли Роуленд, а также не получившие широкой известности Летойя Лакет и Латавия Робертсон.

 

В 1999 создание музыки на компьютере было ещё экзотикой, технология виртуальных инструментов только-только появилась, правда, DAW (digital audio workstation) уже существовали, но использовались либо редко, либо ограниченно. Это заметно по оригинальным вокальным дорожкам  Bills Bills Bills - когда я их открыл в современной DAW (работаю преимущественно на Ableton), они довольно сильно выбивались из временной сетки, которая чётко делит стемы на такты. Ох и намучался, подгоняя их! А ещё и R’nB манера исполнения со сложной ритмикой… Моя работа мышкой была в прямом смысле хирургической, на эту процедуру, называемую wrapping или “прибивание к сетке”, ушло довольно много часов рабочего времени. Но оно того стоило.

 

Ударные и бас я доварил виртуальным инструментам от Ujam. Их гитары мне понравились при работе над треком Physical Дуа Липы, помнится, они вытеснили мои партии, сыгранные вживую. Я погуглил компанию и - сюрприз - её основателями оказались Ханс Циммер и Фарел Вильямс, а ерундой эти парни заниматься не будут. Так, я с большим удовольствием собрал грув а-ля ранние 80е на Ujam: рок-барабаны выкрутил в хип-хоп звучание и добавил диско (!) бас.

 

Идея соединить рокопопс с синтивейвом (музыка 80х) витала у меня давно, но всё не было подходящего материала. И я просто взял программную эмуляцию эпохального Yamaha CS-80, любимого синтезатора Вангелиса, и начал перебирать пресеты, коих у него миллион. Один из них встал в микс как влитой, образовав красивый дуэт с другим легендарным синтезатором - Oberheim OB-8, который можно услышать во многих записях Принса.

 

Ну и, конечно, духовая секция. В этом треке вообще не использованы лупы, хотя признаться, я увлёкся библиотеками, там много всего интересного. Их у меня стало настолько много, что в результате сыграть вживую духовой хук на клавишах, используя семплы, оказалось проще, чем найти что-то подходящее. Немного обработки - и звучит настолько реалистично, что эмуляцию заметит лишь музыкант-духовик (и то не факт).

 

Удивительно, как в 2020 с помощью технологий можно брать трек из одной эпохи (R’n’B) и воссоздавать его в любой другой, причём эклектично (рок, диско, синтивейв, хипхоп).



 

10     Ellie Goulding - Lights

 

В 2020 вышла неожиданно крепкая пластинка Kylie Minogue “Disco”. Моду на возвращение этого стиля задали Daft Punk еще в 2013, и она не думает уходить: влияние диско слышно в большинстве популярных сейчас треков, от Dua Lipa до Weekend. Признаться, мне давно хотелось сделать свой собственный диско-блэкджек с шлюхами, и был выбран трек Lights британской певицы Ellie Goulding, любимицы властьимущих.

 

Я делаю саунд-дизайн на специальном контроллере с 64 пэдами. На каждый загружается зацикленный фрагмент: ударные, бас, синтезаторная линия, и всё это примеряется к вокалу в самых разных сочетаниях - так в моих треках смешаны на первый взгляд несочетаемые стили. В результате в финал вышел совершенно неожиданный вариант - баллада со скандинавским звучанием а-ля Cardigans. Выходил эдакий “антиремикс”, когда изначально танцевальная песня вдруг превратилась в мягкое, искреннее повествование (см видео выше).

Что ж, диско как-нибудь в следующий раз, и я начал писать балладу, добавив тёплые пэды на любимом синтезаторе Solina в дуэте в электроорганом B3, красивый ритмический рисунок на акустической гитаре, спокойный, расслабленный бас. И в процессе записи промахнулся, нажав соседнюю кнопку на контроллере - так на втором куплете грув стал стал немного танцевальным. Приём оказался интересным, и на следующем припеве уже зазвучал отправленный было отставку диско-бит.

 

И тут я, конечно. оторвался - вставил инструментальный проигрыш, в котором сыграл разухабистый итало-диско! Кстати, в этом месте впервые звучит новый жилец студии - Maschine Micro 3, пока очень дозированно, ибо в возможностях этого суперсовременного музыкального инструмента ещё предстоит разобраться.

 

После кульминации песня плавно возвращается обратно в балладу, как бы замедляется (кстати, сделано это исключительно ритмическим рисунком, bpm остался неизменным). Такой контраст натолкнул на идею взять семпл работающего кардиомонитора и закончить трек звуком остановки сердца. А поскольку интро ещё не было написано, пиканье кардиомонитора с наложением разговоров врачей я вставил в начало. Получилась картинка: девушка лежит на операционном столе, начинает вспоминать что-то хорошее, что давало ей свет в жизни. Кульминация - танцы в стиле диско, абсолютное счастье. И, наконец, осознание, что жизнь вот-вот может закончиться - такая вот драматургия получилась. Но, чтобы не жестить, в самом конце я оставил аритмию, а звук остановки сердца отрезал. История с открытым концом всегда звучит интереснее.

 

Эта работа стала абсолютным лидером по прослушиваниям на PromoDJ, обогнав все треки этого альбома всего за 3 суток после публикации. Отличный итог 2020 года!

 

 

11      Christmas Coda

У каждого продюсера должен быть свой новогодний трек. Особенно, если выпускаешь альбом в декабре. Оставался час до сдачи файлов альбома… Я просто открыл папку “christmas” с заготовками и собрал “звуковое оливье”. Получившийся трек можно ставить на репит и слушать сколько угодно. На  физическом носителе (CD) этого трека нет, так как обложка уже была напечатана.

bottom of page