Калифорнийский король Рианы
(Осторожно: дабстеп!)
Бывают умершие языки (латинский, арамейский, и даже эсперанто), вышедшие из обихода языки программирования (Fortran, Pascal); то же самое можно сказать и о музыкальных стилях. Но если, например, диско пережил второе рождение в нынешнем веке и, что удивительно, по-прежнему популярен, правда, уже в современных версиях, то Dubstep, зародившийся в южном Лондоне в 2000, относительно недолго был популярен и потом оказался практически забыт. Некоторые отсылки к нему можно услышать в поп хитах 5-10 летней давности, но это уже стиль Future bass и его производные, в которых от дабстепа только характерные мощные булькающие басы.
Работая над дизайном нового мешала, в котором магическим образом соединились Red Hot Chili Peppers и Rihanna, я искал необычное музыкальное решение, ибо у этих музыкантов узнаваемый почерк и нужно было придумать что-то необычное, к тому же их объединяющее.
В дабстепе сейчас практически никто не пишет и не играет, за исключением редких энтузиастов стиля. Чтобы найти интересные референс треки, пришлось глубоко серфить инет и стриминги; да и библиотек звуков, которые могут выручить, почти не оказалось. В результате у меня получилась специфическая работа, можно назвать это Bagamba Dubstep - все инструментальные партии я сыграл на свой вкус, даже дропы программировал вручную, хотя они обычно есть готовые.
Изначальной затеей было сделать мегамикс известных хитов про Калифорнию, но дабстеп установил серьёзное ограничение: ударные в нём звучат ровно в два раза быстрее мелодических партий. Так, темп трека пришлось установить 170 bpm, ибо Риана поёт в 85 bpm. А вот Антони Киддис был замедлен с изначальных 92 bpm до, соответственно, 85, что обеспечило мне хлопот дня на три - каждый слог должен чётко попасть в скоростной темп ударных, Из-за этих ограничений в мэшап не попало прекрасное соло Lenny Kravitz из его трека California; также выпали с одноимёнными песнями Mylene Farmer и Belinda Carlisle.
А вот репчину, начитанную Snoop Dogg в треке Katy Perry «California Gurls» удалось пристроить в бридже. Текст я склеил заново из отдельно нарезаанных фрагментов, да еще наложил на инструментал «Hotel California», сильно замедленный и сниженный на два тона, чтобы попасть в общую тональность. Отредактирована и партия Рианы: California Kingbed превратилась в California King, что изменило изначальный смысл, но родило новый в сочетании с партиями Энтони и Снупдога.
По итогам работы мне стало понятно, почему сошёл на нет дабстеп. Во-первых, это стиль с очень жесткими рамками, практически не оставляющий пространство для импровизаций. Для сравнения, у того же диско не счесть ответвлений и вариантов исполнения. Во-вторых, тяжелые бочки и глубокие басы (я сыграл две дорожки басов, но бывает и больше) практически не оставляют пространства для других инструментов и даже вокала. Так, «помутневшую» акапеллу Рианны я сначала пытался вытянуть с помощью платина, использующего нейросеть, но даже он не справился. Поэтому в аутентичном дабстепе используются, в основном, короткие вокальные фрагменты, для рассказа какой-то истории он практически непригоден.
Но зато звучит все это бодро и весело!