top of page

Как создавался концерт #Ringo50

Однажды мой друг решил закатить грандиозную вечеринку по случаю своего 50-летнего юбилея, и позвать человек 200. Мы сидели в загородной резиденции, обсуждали, что для этого нужно, и, естественно, дошли до развлекательной программы. Внезапно он предложил мне выступить диджеем. При том, что я всю жизнь работаю в студии, и у меня не было ни одного публичного выступления как музыканта. Как-то в тот вечер показалось, что раз делаешь треки, то и показать их на публике во-первых будет правильно, а во-вторых, сыграть готовое не очень-то и сложно. В тот момент я интуитивно понимал, что тут кроется какая-то засада, но прикинул, что до начала мероприятия ровно три месяца, вырулю, и вписался в авантюру.

Автор фото: Алекс Юшенков

YUS_4468.JPG

3 месяца до концерта

Итак, какие треки? Оказалось, что их у меня уже довольно много, два альбома плюс синглы. Какая будет аудитория, чтобы максимально попасть во вкус? Как вообще всё это будет происходить? Как и куда подключить ноутбук? Кто будет мониторить звук в зале? Делаем ли видеосъемку (конечно делаем, иначе зачем всё это). Все эти вопросы я задавал себе, когда на следующий день приехал на локацию, в легендарный московский клуб «Китайский Лётчик Джао Да» (работает с 26 августа 1999). Сколько там прошло разных концертов… Целая жизнь. Выступать с дебютом на такой площадке - это вообще-то большая ответственность, нужно выдать уровень, а то тут всякое видали. Так я понял, что моё диджейство - это, блин, проект, причём довольно крупный. Но есть аж три месяца. Так что раз ввязался - надо действовать, а для этого проект пилится на эпики, а потом на задачи внутри эпиков. Слона нужно есть по частям.

2,5 месяца до концерта

На первый взгляд, эпиков оказалось два: открывающий хит, который нужно написать с нуля, и собственно треклист остального выступления. В тот момент я не учёл, что есть третий жирный эпик: съемка и последующий монтаж.

 

С концепцией открывающего хита всё было просто: мы с другом выросли на музыке Beatles, как и большинство приглашённых. Но банальщина переиграть какой-нибудь хит битлов тут не прокатит, поэтому я ушёл в создание уникального трека, эту историю можно почитать здесь 

 

Второй эпик - собственно выступление. На какой аппаратуре будут воспроизводиться треки? Как это будет выглядеть для зрителей? Как сыграть так, чтобы им было не скучно? Все 45 минут.

 

Признайся, сейчас тебе кажется, что это полная херня, выходи да играй на чём угодно и как угодно.  Если так, давай проведём эксперимент:

 

  • Поставь на ютубе концерт своего любимого исполнителя

  • Возьми в качестве микрофона смартфон, или в качестве гитары швабру

  • Начни «выступать», глядя на экран. Копируй своего кумира, выкладывайся на полную катушку

  • Засеки время

 

Ставлю на 15 минут. Ровно через 15 (ну, может 20) минут ты плюхнешься на диван, вытирая пот со лба. Именно поэтому негласным входом в негласный клуб музыкальных профи является концерт длительностью от 45 минут. Да, кстати, Пол Маккартни или Роллинги играют по 3 часа.

 

Урок 1. Профессиональное живое выступление - это как марафон, нужно чётко рассчитать свои силы. И - это важно - сделать такую драматургию, чтобы в нужный момент дать себе выдохнуть, помахать руками, поорать в публику «let’s make some noise».

YUS_4280_edited.jpg

2 месяца до концерта

Заглавный хит упорно не получается, что ж, нужно сфокусироваться на самом выступлении, иначе есть риск продолбать вообще всё. В поисках лучших практик сценических перфомансов, я начал часами смотреть YouTube. И к ужасу обнаружил феномен, который назвал «Танцующие диджеи».

 

Вот перед «диджеем» стоит дека. Я знаю, как она устроена, и что будет, если покрутить какую-либо ручку, нажать кнопку, и т.д. Так вот, 80% выступлений, которые я отсмотрел, были сыграны под фонограмму. Апофеоз всего этого - деки, не подключенные куда-либо проводами. Ну то есть человек смотрит видео живого как ему кажется выступления, а «диджей» просто танцует на камеру, рандомно крутя ручки и дёргая рычажки. Особенно эту технологию любят «диджеи-инстасамки».

 

И тогда я пошёл по лайвам больших артистов, где поначалу случилось огромное разочарование. Это David Guetta, с которым я знаком через одно рукопожатие. Он тоже играл под фонограмму, правда, ручки крутил правильно. Но в процессе выступления было заметно, что в треке начиналось кардинальное изменение (например, дроп), а Дэвид как ни в чем не бывало машет зрителям руками и просит «мейк сом нойс!». Спустя пару дней до меня допёрло, что, работая на многотысячную (или многомиллионную) аудиторию, ты не можешь себе позволить чистый лайв, ибо игра завязана на световое шоу или - ещё страшнее - пиротехнические эффекты. А если промахнёшься мимо нужной кнопки в кульминационный момент?! Забегая вперёд, у меня такое случилось пару раз за лайв, и я это даже оставил в записи, ибо придааёт шарм и атмосферу. А Дэвида смотрят миллионы в прямом эфире. Не, тут шаг влево - расстрел.

 

Еще черед день Дэвид полностью реабилитировался в моих глазах: есть пара редких видео, в которых он показывает, как  делает музыку. Никакой бравады, никакого шоу, никакой звездоты: за компьютером сидит скромный мужчина и очень аккуратно, с любовью редактирует мышкой новый трек.

 

А вот его земляк, Cerrone, поверг меня на пару дней в депрессию. Этот француз, один из пионеров танцевальной музыки какой мы её знаем, на секунду, 1952 года рождения. И я посмотрел его выступление этого года. Во-первых, он играет без привычных «вертушек», сразу на Ableton Push, ну то есть ментально он моложе большинства диджеев, так как чётко вкуривает новые технологии. Во-вторых, как же легко и непринуждённо он играет! Полностью вживую (напомню, я знаю, какая кнопка что значит). На раз-два сменит тональность или аккордовую прогрессию, создаст напряжение, и выйдет на развязку. Ууух, мне так не сыграть - подумалось поначалу. С другой стороны, если продолжать заниматься музыкой, у меня есть ещё 20+ лет до этого уровня, странно завидовать чуваку возраста моего отца. Что ж, я поставил себе планку сыграть ну может не как Cerrone, но хотя бы так, чтобы не стыдно, если он гипотетически увидит на YouTube мой лайв. Так, кто это? DJ bagamba? Нормальная смена подрастает, чётко жарит, бутылку бордо ему от меня и грамм кокаина.

 

Урок 2. Полной импровизации - твёрдое нет. Лайв должен быть тщательно продуман. Нужны страховки, если что-то пошло не так. Запасные семплы, назначенные на нужные пэды, дублирующий трек сольных партий, и т.д. При этом у зрителя должно быть ощущение, что всё играется вживую, здесь и сейчас. У лайва должен быть такой же сценарий, как у фильма, и если придуманный на ходу трюк попал в финальный монтаж - это хорошо, но сбоить и ломаться ничего не должно, иначе это колхоз.

1 (410).jpg

Месяц до концерта

Ура! Заглавный трек «Her Magesty #9» записан, и он объективно хорош, прям заход с козырей получится, панч без раскачки. Теоретически на остальной лайв можно забить, битловский мэшап по энергетике перевешивает всё остальное, теоретически можно сыграть только этот трек, а всё остальное поставить с айфона. Но нет.

 

Я купил специальную стойку для ноутбука. Её смысл в том, чтобы экран был ближе к глазам (выступление согнутого пополам диджея смотрится инвалидно). И начал репетиции.

 

Принцип подбора треков - базовые знания чуть ли не из музыкальной школы: темп на увеличение, по тональностям расставляем в соответствии с квинтовым кругом (или «колесом Камелота» на языке диджеев). И если задача классического диджея сделать плавный переход из трека в трек, то современные технологии, на которых работаю я (а также David Guetta и Cerrone) позволяют «резвиться» прямо внутри исполняемой композиции, ибо заготовки ты уже давно написал, это твои, а не чужие треки. В этот момент я понял, откуда у меня сотни скачиваний с сайта PromoDj: школота ленится (или не может) делать свою музыку, и играет в клубах мои треки. Ну и пусть.

 

При всём преимуществе иметь в активе много своей музыки, есть обратная сторона: исполнять это вживую сильно сложнее, ибо изначально записывалось неспешно, дорожка за дорожкой. Признаться, я даже взбляднул: отжал у сына классическую DJ деку «поиграть на выходных для себя». Но всего за одну репетицию понял, что не надо в прошлое, надо просто научиться играть современно, без всяких тупых дек, с которыми выступают, как теперь оказалось, преимущественно  диджеи-танцоры. Так я прокачался в программе Ableton до уровня Бог (хотя считал, что неплохо ей владею).

 

Сделав несколько репетиций, я понял, что не всё идёт гладко: держать в голове весь 45-минутный лайв - та ещё задача, возникало много ошибок в процессе исполнения: там забыл прибрать бас, там не запустил дорожку с синтезатором… Что ж, прямо в Ableton создал пустые слоты для семплов, и сделал им названия-подсказки: «Прибавь перкуссию», «Запусти новую сцену», «Am  F  C  G», «ТЕМП ВЕРНИ НА 98!!!». Ноу-хау, а чо. Так лайв постепенно становился без сбоев, «фирменным».

 

Идея добавить гитару в живое выступление пришла не сразу, она и не планировалась вовсе. Отрепетировав аудиочасть, я стал думать о том, как это будет выглядеть на сцене. Вот здесь запущу живой брейк с драм-машины, ок, будет круто. В этом эпизоде можно взять маракас и потанцевать с ним, есть аж 20 секунд. Здесь уведу фейдерами бас и ударные одновременно, получится офигенная «яма». Но не хватало зрелищности…

 

В треклисте был ремикс на Physical Дуа Липы, его уникальность в том, что он состоит только из гитар (ну плюс ударные), а все гитары в этом треке - компьютерная эмуляция, ни одной живой, я их забраковал в процессе сведения (подробнее о треке: Dua Lipa - Physical). Я взял свой Fender Telecaster Custom 72s (как у Кейта Ричардса), приглушил самую тупую дорожку, отвечающую за рык и шум, и сыграл эту партию вживую. Получилось настолько офигенно, что я стал искать, в каких треках можно ещё поиграть, и нашёл, где это будет не только хорошо смотреться, но и «подтянет» звук, создаст атмосферу живого выступления. Так гитара превратилась в «фишку» этого лайва. Играющий на гитаре диджей - это уже немножко больше, чем диджей. А вот танцевать с гитарой - самое то, оказалось, это невероятно «зрелищный» инструмент. Конечно, согласно Уроку 2, я подстраховался дублирующими треками, но по факту понадобился только один, в самом конце, когда я уже объективно устал.

Так к репетициям лайва добавились репетиции игры на гитаре: когда долго не было ежедневной практики, её нужно восстанавливать.

 

 

Урок 3. Никогда не опускай планку. Наоборот, поднимай. Если уж ввязался в авантюру - это должно быть круто, иначе зря потратил время.

Неделя до концерта

Я приехал в «Китайский Лётчик», нашёл звукорежиссёра и начал задавать каверзные вопросы типа «нужно ли мне вешать лимитер на мастер на минус шесть». Он улыбнулся и велел  расслабиться, так как всё сделает как надо, просто заберёт сигнал с ноута, необходимые провода есть. А лимитер с мастера в моём Ableton нужно снести нахер, ибо это убьёт всю динамику.

 

Но на самом деле я задумался о том, как предстоящий концерт заснять на видео. И это оказался третий эпик, который я по неопытности совершенно не учёл, и заниматься этим надо было сильно заранее.

 

Купить «набор инстасамца» (штатив с круглой лампой) оказалось непростой задачей, везде продавалась хлюпкая хрень, которую просто раздавят на концерте. Раздобыв хороший штатив, я начал пробные съемки, чтобы хоть немного научиться быть в кадре, ибо весь мой предыдущий опыт - это телепередачи, а там всё довольно просто (как минимум, редко снимают в полный рост). Выше я стебался над «танцующими диджеями», но правда жизни оказалась такова, что, если уж хочется быть в кадре «фирменно», нужно брать уроки танцев…

 

Ежедневные (и ежевечерние) репетиции превратились в раскадровку. Нужно не только играть музыку, но и понимать, что зритель увидит на сцене. В общем, работать и на аудиторию, и на камеры. И при этом запускать аудиодорожки. Плюс исполнять живые партии на гитаре или драммашине. Помнить аккорды и какой сэмпл запускает пэд драммашины. За день до концерта я прекратил все репетиции и сутки ничего не делал: будь что будет.

 

Честно говоря, я опасался риска, что аудитории будет на всё пофиг и я сыграю в пустоту. Тут довольно быстро пришёл дзен: не важно, что было в зале, важно то, что на сцене, это просто нужно хорошо отснять и выложить на сайт и YouTube. Вторым риском была ситуация, что люди начнут подходить с просьбой «хей диджей, поставь мой компактдиск!». Это типично российская история - проявлять показное неуважение к челяди (а диджей - это обслуга); то, что треклист составляется по темпу и квинтовому кругу тональностей, «заявителям» обычно неведомо, как и то, что их вкус вряд ли совпадёт со вкусом аудитории. Здесь возник мудрый вариант: если не можешь подавить восстание - возглавь его. Так в самый последний момент в файле для выступления появилась песня певицы Слава за авторством маэстро Дробыша «Одиночество сволочь». Почему? Добрая половина тусовки занята в киноиндустрии, и закосплеить момент из фильма «Горько» показалось отличной идеей - все поймут и поржут.

 

Урок 4. Нафиг перфекционизм. В какой-то момент нужно уметь поставить точку и лечь спать. Хотя нет, идея с «Одиночеством» выстрелила на твёрдую «пятёрку», хоть всё и пошло не по плану.

IMG_1047_edited_edited.png

День концерта

Собрав чемодан с аппаратурой, словно в волшебное магическое путешествие, я вышел во двор, где меня ждало такси бизнес-класса (была идея заснять пафосное прибытие в клуб). Я радостно помахал своему соседу, Владимиру Петровичу Преснякову, который также отправлялся играть концерт, но на своём «лексусе» с водителем, и без чемодана - саксофон намного компактнее.

 

Первая жопа случилась при распаковке и подключении сетапа (набор аппаратуры). Разветвитель, который отдавал звук из моего ноута на наушники и параллельно в клуб, отказался принять особо толстый клубный штеккер. Как же так, я три раза приезжал в «Лётчик»… Минуты две мы сидели со звукорежиссёром, обхватив головы. А потом он встал и сказал: давай я выведу тебе всё на мониторы, которые на сцене, попробуешь, а дальше видно будет.

 

И он вывел, и я начал саундчек. Матерь Божья, мы спасены! Благодаря тому, что это мои треки, а не чужие, я помню звук всех дорожек, и для выставления баланса в процессе выступления мониторов оказалось достаточно. А перспектива играть вообще без наушников - из разряда чистого кайфа. Звукорежиссер явно проникся исполняемым материалом, и отстроил мне звук на сцене так, что я словно купался в джакузи с красоткой в дорогом бутик-отеле…

 

Вечеринка шла полным ходом, а я ходил взад-вперёд и не находил себе места. Наконец, вспомнил «дело»: найти подставных девчонок (группиз), которые, изображая сильное опьянение, полезут на сцену со словами «хей диджей поставь мой компакт диск», и тут я резко врублю «Одиночество», а потом верну всё в нормальный микс. Основной проблемой было то, что вечеринка состояла из приличных гостей, и никто не нажрётся естественным методом, придётся играть. Я объяснил группиз, в какой момент это нужно делать - ни в коем случае не в момент микса одного трека в другой, и не в момент живой игры; сигналом может быть глоток просекко из фужера. Все усвоили урок и ушли к имениннику веселиться дальше.

 

На вечеринке были боссы из шоу-бизнеса. Я подходил к ним с фразой «Чо-та я ачкую», они понимали косплей и отвечали «Да не ачкуй!», а потом уже с нейтральным лицом добавляли: да ну что ты, всё хорошо пройдёт, вообще не парься.

 

Хорошо помню один вечер за кулисами ретроконцерта в «Олимпийском». Как-то случайно я напоил в полную свинину солиста Bad Boys Blue, ему объявили готовность к выходу, а я спросил: не ссыкотно? Там под сто тыщ зрителей. Он хлопнул ещё одну рюмку залпом и ответил на ходу: да ваще ок, мне нравится! Го! И мы пошли вместе на сцену, ему вручили микрофон, а я остался за кулисами и видел этот огромный «Олимпийский». На самом деле правда ничего страшного, люди сливались в одну картинку. Выступать можно и бухим: даблтрек включен, заботливый звукорежиссёр тактично убавляет уровень живого звука, если «даёшь петуха».

 

Совсем другое дело клубный концерт. Первое впечатление, которое я получил на сцене - контакт буквально с каждым фаном: с кем-то встречаешься взглядом, кого-то замечаешь боковым зрением. И вот тут начинается обмен энергией!

 

Буквально на первых аккордах моего совместного трека с The Beatles (о Боже, как классно это звучит!) волнение куда-то испарилось. Более того, возникло ощущение, что перформлю не я, а кто-то сверху, моя миссия - просто быть на сцене, картинкой, всё игралось как будто само собой. Сейчас понятно, что никакой магии, это плод многочисленных репетиций. Но ощущение, что я был словно в каком-то другом измерении…

 

Кульминацией концерта стал трек Physical Дуа Липы - тщательно спланированный и отрепетированный выход с беспроводной гитарой прямо на танцпол: фаны были в восторге! А я так вообще офигел - слышать свои игру не через мониторы на сцене, а «на полную» в зале, очень громко. Даже пару раз похулиганил и «дал грязь», для куража.

 

Трюк с «Одиночеством» случился естественным образом. В момент исполнения Diamonds Рианы на сцену вышла трезвая девушка и стала мне что-то говорить. Я понял, что задумка пошла не по плану: у меня гитарная партия, с трудом помню аккорды, так как репетировал этот трек в последний момент, далее - что там с уровнями дорожек? Почему фортепиано завалено?! Через восемь, семь, шесть, пять тактов брейк, который надо сыграть на драммашине. И девушка мне что-то говорит, а я её не понимаю, ибо мозг занят другим. С большим трудом ответил, что я «диджей-то, как и сварщик, не настоящий», и она отвалила. Врубить «Одиночество»?! Ну нет, не в момент, когда красивый инструментальный проигрыш и вообще шикарный трек в принципе. Так «Одиночество» в результате оказалась на титрах, а подводку специально отсняли и я её подмонтировал.

 

Случилось недопонимание с менеджментом клуба, типа забронированное на вечеринку время вышло. Но мне это оказалось только на руку: двери открылись, и на танцпол пришли люди из соседних залов «лётчика»! Хотя, признаться, уже рубило, силы на исходе. Но второе дыхание! И мы жарили регги, а закрыл концерт я прекрасной кавер-версией на песню Beatles «Free As A Bird», в которой сыграл гитарную партию. Местами мимо, но даблтрек рулит, так что на видео всё чисто и шикарно.

 

Запуская последние семплы, под аплодисменты зрителей я понял, почему угасают артисты, ставшие со временем никому не нужны. Почему солист Bad Boys Blue тогда буквально бежал на сцену, а я его догонял. Сцена - настолько мощный наркотик, что с ним не сравнится ничего.

YUS_4405_edited.jpg

Вечер после концерта

Со съемкой всё, конечно, пошло не по плану. «Набор инстасамца» предназначался для съемки статики, всего концерта целиком как он есть, без пробелов - иначе труднореализуема синхронизация с аудиодорожкой. Я попросил последить за штативом своего друга: вдруг кто-то его уронит - надо, просто поднять и проверить, не обрезана ли голова-ноги в кадре. В результате друг решил сделать как лучше, и наснимал концерт так, что единая картина не монтировалась в принципе. Ну то есть треки обрывались в непроизвольный момент, красивые переходы - собственно искусство диджеинга - часто были продолбаны, присутствовали пальцы в кадре и так далее.

 

Я был в ярости: три месяца работы псу под хвост. И даже наутро обратился в свой же психотерапевтический сервис bagamba, за деньги да, с запросом пережить это. Вы будете смеяться, но мне помогли - заодно и протестировал бизнес, у нас всё анонимно, никто не понял, что лечиться приходил владелец. Так что в багамбу необязательно приползать одной ногой в гробу с клинической депрессией - можно и с полной хернёй, пока не накрыло по-серьёзному. Это лучше, если б я неделю переживал и мучался, и рассорился с другом.

 

С другой стороны, «полевых» кадров не было совсем. Точнее были вертикальные съемки фанов, непригодные для монтажа. Я почему-то думал, что оплаченные видеооператоры, снимавшие вечеринку, снимут и мой концерт, но нет. Им никто не сказал, а я не проверил.

 

Урок 5. Если что-то можно поручить профессионалам - просто найми их и заплати достойные деньги. Будет концерт, нужно отснять не хуже, чем у Девида Гетта. Сможете? Сколько стоит? Без проблем, куда перечислить. Всё. И не надо просить друзей, пусть отдыхают. С багамбой похожая история: перестаньте грузить друзей и близких своими проблемами - есть профи, которые вам реально помогут восстановиться.

Неделя после концерта

..прошла в полной темноте: вместо того, чтобы наслаждаться последними солнечными днями, я задёрнул шторы и практически круглосуточно монтировал видео. Это ещё один эпик, которого могло бы и не быть, обратись к профессионалам, но зато я обрёл множество новых знаний - а это очень круто!

 

Я собрал все видео в одну линейку и записал в блокнот все провалы (идёт трек, а видео отсутствует). В эти места я вставил «заплатки» - кадры из других частей записи. Ибо никто не отличит буйные танцы под «Change My Mind» от танцев под «Blood» - темп в этих треках отличается на одну bpm. Ха! Нас голой жопой не возьмёшь!

 

Аудиодорожку победил за сутки: просто натравил на неё систему искусственного интеллекта от Ozon (нет, не то, где вы покупаете всякую херню, это специальная программа). Затем компрессоры, стереорасширитель, ну и сатуратор до кучи, всё как я люблю. Получив «глянцевый» звук, я смешал его с аудиодорожками, которые записывает айфон в процессе съемки видео. И получилась магия: офигенный студийный звук с концертным звучанием. Сейчас-то я понимаю, что нужно было изначально писать звук из нескольких источников: мой ноут, пульт звукорежиссёра, микрофон на сцене, отдельные микрофоны, направленные в зал. Вот это и есть опыт.

 

Зато я узнал, что такое эффект Хааса. Точнее, и так знал, ибо это матчасть, но никогда его не применял, ибо это очень дерзкая штука - как дуриан. В момент монтажа я увидел этот эффект в действии. Проклиная друга, который не снял весь концерт целиком, чтобы можно было синхронизировать видео с аудио, я делал эту синхронизацию руками. А это, скажу тебе, в миллион раз сложнее, чем свести трек.

 

Ты диджей? Сводишь треки? Да ладно! - скажу я после этого опыта и громко расхохочусь в лицо. Главные красавцы и гуру в диджейском мире - это парни (точнее, уже седовласые деды), играющие на виниле: никакая компьютерная программа не поставит так называемый cue, точку синхронизации, они делают это на слух. Синхронизация с видео еще сложнее. Допустим, cue видно по пикам, и можно мышкой всё подогнать довольно точно. Но тут и возникает эффект Хааса: идеально точно синхронизироваться очень сложно, не позволяют возможности программы iMovie. И какой-то фрагмент трека вдруг начинает звучать по-особенному, магически, словно у тебя чердак поехал. Это погрешность синхронизации в доли миллисекунд, тот самый эффект Хааса. Послушайте, как в результате звучит моя Риана - это полный улёт, «…moonshine and Moly» в действии.

YUS_4048_edited.jpg

Две недели после концерта

Прогнозируемо началась ломка: отведав такой наркотик, как сцена, подсаживаешься мгновенно. Для сравнения: зависимость от кокаина может наступить после третьего эпизода приёма, а зависимость от марихуаны не доказана вовсе.

 

И я стал прикидывать: допустим, за такой лайв справедливо брать 50 тыс рублей (на самом деле намного больше). 5 суббот в месяц - это 250 тыс, а если ещё и по пятницам или среди недели, то и полмиллиона выйдет. В принципе, можно небогато, но жить, занимаясь только искусством.

 

Но нет. Основа артиста в современном мире - его фанбаза в соцсетях. А у меня всего 65 подписчиков в инсте, а чтобы было 65 миллионов, там надо весело прыгать в рилсиках и постить фотки шикарной жизни. И тикток завести до кучи. А я не могу. Не потому что этой шикарной жизни нет, а потому что как-то неудобно её демонстрировать. Да и не хочется. Для меня шикарная жизнь - это не на Мальдивы первым классом с молодой девчонкой, а позволить себе три месяца заниматься подготовкой концерта, и так, чтобы он прошёл на суперуровне. Ибо именно это и есть настоящая свобода, истинный шик.

 

Другая важная деталь: основными потребителями музыки являются подростки. Так было всегда и, похоже, это надолго. Именно они слушают треки «на репите», что кратно увеличивает выручку артистов на стриминговых сервисах. Подростки живут свободной жизнью и ездят по миру вслед за своими кумирами. Это та суперлояльная фанбаза, которая нарастает как снежный ком, если артист делает по-настоящему клёвую музыку, находящую отклик в сердцах.

 

И если твой подросток вдруг занялся музыкой - не отговаривай его в пользу «нормальной профессии» типа «юриста или экономиста». Этих дармоедов полно, а вот делать хорошую музыку сейчас по сути некому: посмотри, де-факто отдувается «олд скул», за редким исключением типа Billie Eilish.

 

Для занятия музыкой подростку нужен макбук, не обязательно топовый, на котором уже предустановлен garage band. Как только поймёт, что нужен первый контроллер - железка начального уровня стоит недорого, можно легко подарить. Допустим, он (или она) для начала будет играть 4-5 лайвов в месяц, например, за 10  тыщ рублей каждый. Неплохая подработка, учитывая, что это в свободное от учёбы время.

 

Урок 6. Для тех, кому 40+, музыка - это прекрасная арт-терапия. Может, в подростковом возрасте была мечта стать рок звездой? Just do it! Right Here, Right Now! Roooooock!!!!!!

Bonus: Как создавался заглавный трек "Her Magesty #9"
bottom of page